Украинские фермеры просят Литву оказать содействие в получении субсидий Европейского союза на перевозку экспортируемого зерна через Клайпеду и другие европейские порты - по их мнению, это единственный способ перевезти накопленный урожай без потерь. Для украинских фермеров, которые не могут экспортировать зерно через Черное море, выход на европейские порты является ключевым, но без субсидий это невозможно, говорит Андрей Дикун, глава Всеукраинской Аграрной Рады.
«Для нас самое главное – выйти к морю, где пропускная способность максимальна. (...) Работы со странами Балтии будет достаточно. Только если будет работать «зеленый коридор», если будут работать транспортные субсидии, тогда будет работать вся система, потому что сегодня, если посчитать потери нынешней логистики, она не работает. Она есть, но она очень дорогая», – сказал Андрей Дикун. По словам украинских фермеров, в настоящее время зерно вывозится за рубеж через дунайские порты, однако такая транспортировка обходится в 60-70 долларов США за тонну экспортируемого зерна и приносит фермерам в целом убытки в размере до 10 млрд. евро.
По мнению Андрея Дикуна, в этом году Украина может иметь избыток зерновых до 30 млн. т, при этом урожайность будет примерно на 25- 30% выше, чем в прошлом году, благодаря благоприятной погоде. Также рассматривается возможность выкупа зерновых, как это ранее применялось в ЕС, чтобы их можно было хранить, когда цена упадет ниже 100 евро за тонну, поддерживая тем самым рыночную цену.