Вице-министр транспорта Казахстана Сатжан Аблалиев в марте в Баку огласил прогноз по перевозке грузов по ТМТМ в 2024 году — 4,2 млн тонн против 2,76 млн тонн в 2023 году, что будет достигнуто за счет роста транзита как самого Казахстана, так и Китая. В начале мая председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) Ровшан Рустамов в интервью азербайджанскому СМИ анонсировал завершение ремонтно-расширительных работ на грузинском участке железнодорожной линии БТК. Рустамов подчеркнул, что после расширения годовая пропускная способность БТК увеличилась с 1 млн тонн до 5 млн тонн.
- Ремонтно-восстановительные работы, работы по реконструкции и расширению на 184-километровом участке железнодорожной линии БТК, проходящем через Грузию, уже завершены. С 20 мая начнутся грузоперевозки по железнодорожной линии БТК. Основная цель модернизации этой железнодорожной линии — повысить конкурентоспособность Среднего коридора и превратить БТК в одну из основных грузовых артерий коридора, - цитировал Азертадж главу АЖД.
По данным АЖД, за первые четыре месяца текущего года по коридору Восток-Запад было перевезено 6319 TEU контейнерных грузов в общей сложности 34 блочными поездами. Из них 10 блочных поездов (4020 TEU-контейнеров) были транзитными грузами, 24 блочных поезда (2299 TEU-контейнеров) – импортными. Всего в 2023 году АЖД перевезли 105 265 TEU-контейнеров, что на 30% больше, чем в 2022 году.
- Чем больше новых участков будет открываться, тем привлекательнее будет Средний коридор. Если есть дорога, есть транзитный коридор с минимумом бюрократических проблем и выгодными транзитными процедурами, грузы сами потянутся по БТК, - считает азербайджанский эксперт по вопросам транспорта и логистики Рауф Агамирзаев.
По его словам, в Грузии планируется также открытие автомобильного сегмента коридора Восток-Запад по самому сложному маршруту - через Рикотский перевал. Участники ТМТМ, а также аналитики ЕБРР, Всемирного Банка уверены, что к 2030 году этот маршрут сможет обеспечивать транспортировку 10-11 млн тонн грузов в год, и Казахстану отводится важнейшая роль не только как транзитера, но и как самостоятельного поставщика в ЕС критически важных грузов и материалов добывающей и аграрной отраслей.