Глобальные судовладельцы в первом полугодии зафиксировали значительное снижение выручки и прибыли. Они по-прежнему «в плюсе», но их результаты меркнут на фоне прошлогодних. Все из-за кризиса в морской торговле. А все указывает на то, что сложные времена будут продолжаться. Датский оператор Maersk, второй по величине судовладелец в мире, в первом полугодии 2023 года похвастался выручкой в размере 27,2 млрд долларов, что на треть меньше по сравнению с результатом первого полугодия 2022 года.
Результат EBIT (прибыль до налогообложения) датского судовладельца достигла 3,9 млрд долларов, что в четыре раза меньше, чем годом ранее. Так же ситуация выглядит и с чистой прибылью. Группа Maersk оказалась в плюсе по итогам первого полугодия 2023 года с результатом 3,8 млрд долларов, однако это лишь тень прошлогоднего результата, когда датчане заработали целых 15,4 млрд долларов. Основной причиной такой ситуации является резкое изменение условий в морском транспорте. По морю осуществляется более 90 проц. мировой торговли, которая значительно замедлилась в результате экономического кризиса. Кроме того, снижение объемов сопровождается падением контейнерных тарифов, которые примерно с 10 тыс. долларов за TEU упали до допандемического уровня – ниже 2 тыс. долларов.
Датчане ожидают, что мировой объем контейнеров упадет на 1-4 проц. в годовом исчислении. А в начале года компания рассчитывала, что контейнерооборот будет в пределах от -2,5 проц. до +1 проц. Аналогичная тенденция наблюдается у французского судовладельца CMA CGM. Выручка оператора за первые шесть месяцев 2023 года достигла 25 млрд долларов, но это на 66 проц. меньше в годовом исчислении. Результат EBITDA (прибыль до вычета процентов по процентным обязательствам, налогов и амортизации) за первое полугодие этого года составил 6 млрд долларов, что является значительным снижением более чем на 67 проц. год к году. Аналогичный спад наблюдался и в чистой прибыли группы. После июня 2023 года она составила 3,3 млрд долларов, что на целых 77,8 проц. меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
В случае французов причиной снижения стал океанский сегмент, который доминирует в их выручке. Та, в свою очередь, достигла 17,2 млрд долларов, что, однако, на целых 44 проц. меньше в годовом исчислении. Большое снижение (на 70 проц.) зафиксировал и результат EBITDA морского сегмента – он составил 5,2 млрд долларов. В количественном выражении суда CMA CGM перевезли за первое полугодие 10,6 млн TEU (эквивалент 20-футовых контейнеров), что чуть меньше 10,9 млн TEU годом ранее. Немецкий концерн Hapag-Lloyd завершил первое полугодие с выручкой в размере 10,84 млрд долларов, что на целых 41,6 проц. меньше, чем за первые шесть месяцев предыдущего года (когда она составила 18,56 млрд). Результат EBIT достиг 2,76 млрд долларов, что также стало значительным снижением по сравнению с прошлым годом (на 72 проц.).
Гамбургский судовладелец завершил первое полугодие в плюсе, но, как и в случае с конкурентами, результат явно слабее, чем в предыдущем году. За период с января по июнь 2023 года Hapag-Lloyd получил чистую прибыль в размере 3,1 млрд долларов, что, однако, меркнет по сравнению с прибылью в размере 9,47 млрд долларов в первом полугодии 2022 года. Одной из причин этого является меньший объем перевезенных грузов. Экономический спад и снижение оборота в международной торговле привели к уменьшению на 3,4 проц. объема грузов на суднах немецкой компании. В первом полугодии этого года они перевезли 5,8 млн TEU грузов. Меньший объем 6 сопровождался и более низкими тарифами – средняя ставка в первом полугодии 2023 года составляла 1,76 долл./TEU, тогда как годом ранее это было 2,85 долл./TEU.