Несмотря на то, что Транскаспийский международный транспортный коридор (ТМТМ) или так называемый Средний коридор существует уже 10 лет, но именно в последние 2-3 года темпы его развития ускорились в связи с геополитическими изменениями, в том числе и из-за проблем судоходства через Суэцкий канал изменились традиционные маршруты торговых потоков между двумя крупнейшими экономиками — экономикой Китая и Европейского союза. Перипетии с логистикой, в частности, привели к тому, что в 2023 году, по данным Главного таможенного управления КНР, китайский экспорт сократился на 4,6% до $3,4 трлн, а импорт — на 5,5% до $2,6 трлн.
При этом товарооборот КНР с ЕС снизился на 7,1%, экспорт упал на 10,2%, импорт — на 0,9%. В поисках новых транспортных маршрутов Китай провел переговоры с соседним Казахстаном, а также Азербайджаном и Грузией, приглашенных в инициативу «Один пояс, один путь». Именно эти три страны составляют костяк ТМТМ, и именно они в 2023 году условились создать компанию - единого оператора транспортного сообщения по Среднему коридору «Middle Corridor Multimodal» - которая в конце 2023 года прошла регистрацию в Международном финансовом центре «Астана», а в конце 2024 года официально может начать свою работу.
Как сообщал в марте 2024 года вице-министр транспорта Казахстана Сатжан Аблалиев, с Китаем достигнута договоренность о транспортировке по Среднему коридору 10 контейнерных поездов с 20-тифутовыми контейнерами в месяц. Именно такой объем в настоящее время способны обрабатывать каспийские порты Актау (Казахстан) и Бакинский международный морской торговый порт (БММТП) Алят, однако, благодаря поддержке заинтересованного в Среднем коридоре Евросоюза, могут ускориться работы по увеличение их приемных мощностей, в частности, БММТП анонсировал рост до 25 млн тонн грузов в год.