В министерстве транспорта не прочь видеть на железной дороге отдельного отраслевого регулятора. Такой вывод можно сделать из прочтения проекта программы развития железнодорожного транспорта в Казахстане до 2029 года, размещенного для ознакомления на сайте открытых НПА до 28 мая. Как известно, сейчас услуги КТЖ на пользование МЖС регулируются комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ). В апреле железнодорожная монополия запросила рост своего тарифа на использование магистральных железнодорожных сетей на 20,3%. Более того, в феврале КТЖ получила регуляторное утверждение максимального уровня тарифа в виде индекса к плате за услуги МЖС в размере 3.0 для перевозок грузов на экспорт. То есть железнодорожные тарифы на сеть и так напрашиваются на рост без какого-либо отдельного отраслевого регулятора.
Если действительно отраслевой регулятор на железной дороге будет введен как институт, то можно ожидать, что регулирование превратится в очередной междусобойчик чиновников от профильных госорганов и железнодорожной группы "Самрук-Казына", где баланс интересов потребителей и монополии не будет соблюдаться, так как обе стороны регулирующего взаимодействия будут следовать общим экономическим интересам и корпоративным связям между собой, а плата за использование магистральной железнодорожной сети будет непрозрачной с точки зрения составляющих себестоимости.
К слову, в развитых странах обычно работает единая и нераздробленная модель тарифного регулятора, который к тому же является формально независимым. Новый отраслевой регулятор в лице недавно созданного министерства, не имеющий практического опыта регулирования с точки зрения экономического тарифообразования, быстро заработать себе независимость попросту не сможет. Для этого нужны годы практики и опытные специалисты. Без них контроль за исполнением тарифных смет и инвестпрограмм, которые, наверняка, будут составляться для поддержания магистральной железнодорожной сети, пусть даже за счет бюджета или сторонних инвестиций, просто не осуществим.