В Казахстане за последние три года количество активных экспортеров готовой продукции увеличилось с 440 до 760. Такой рост произошел после запуска программы экспортной акселерации, инициированной Главой государства. Программа стартовала в 2020 году и ее основной задачей было определено повышение экспортного потенциала казахстанских компаний с помощью комплексных мер государственной поддержки. Проект был сфокусирован на перспективных предприятиях малого и среднего бизнеса несырьевой направленности. С 2020 по 2023 годы участниками программы стали более 437 компаний. Как отмечают эксперты, в рамках акселератора традиционно хорошие результаты показывают производители пищевой продукции.- Это самая многочисленная группа предприятий обрабатывающего сектора, которая имеет большой потенциал вывода своих товаров на внешние рынки. Одним из актуальных общемировых трендов является стремление потребителей покупать высококачественную органическую продукцию.
Приоритетные рынки и тренды. По данным экспертов, в настоящее время для казахстанского экспорта определено несколько приоритетных рынков: это Китай, Россия, Узбекистан, Азербайджан, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Выбор стран не случаен, с одной стороны, он обусловлен близостью крупных рынков сбыта и выстроенной логистикой, с другой, количеством успешных экспортных сделок, совпадением предпочтений покупателей и возможностей поставщиков.
Производителям в Казахстане предлагается широкий выбор работающих инструментов для вывода отечественной продукции на новый уровень. Акселерационная программа предоставляет возможность экспортерам бесплатно участвовать в международных выставках и зарубежных торговых миссиях. Помимо этого, товаропроизводителям и поставщикам услуг доступны другие меры государственной поддержки, например, возмещение части затрат на транспортировку и продвижение товара, а также вывод компаний-экспортеров на глобальные цифровые торговые площадки, такие как Alibaba.com и JD.com.