Заказать перевозку

ИСТОРИЯ ЖД

В этом разделе вы можете прочесть некоторые интересные факты из истории железных дорог мира.

Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Москвой, причем первые трое суток перевозки осуществлялись бесплатно. Попросту никто не хотел кататься на такой неизведанной штуке, как поезд.

Как-то раз, в США, в штате Огайо, поезд столкнулся с пароходом. Озеро Огайо в тот момент вышло из берегов, и железная дорога погрузилась в метровую толщу воды. Машинист, однако, все равно решил проехать через реку, но его путь преградил пароход.

В Южной Америке много неожиданностей. Например, немецкие инженеры, обследовавшие Панамский перешеек для постройки Трансамериканской жд магистрали, сказали, что рельсы делать из местного железа невыгодно. Золото здесь более доступный металл…

Любителей же острых ощущений приглашают в Аргентину. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Кроме ярких впечатлений от местных пейзажей, можно неожиданно оказаться участником действия под названием «Ограбление поезда»

Скорость первых пассажирских поездов в 19 веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам. Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.

Самый длинный грузовой поезд был длиной 6.5 км, состоял из 440 вагонов и регулярно перевозил 42000 тонн угля из Экибастуза на Урал еще во времена СССР. На другом краю света, в ЮАР, в 1989 году зафиксировали другой рекорд: поезд длиной 7.3 км, состоящий из 660 вагонов. Правда, больше эксперимент не повторяли. Колея не выдержала.

Азбуку Морзе в привычном нам виде изобрёл не Морзе, а немецкий инженер Герке. Оригинальная азбука Морзе была неудобной, хотя и использовалась на некоторых американских железных дорогах вплоть до 1960-х годов.

Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, сейчас является совокупностью прямых линий, хотя раньше существовал небольшой криволинейный изгиб между Окуловкой и Малой Вишерой. Существует легенда, что при проектировании дороги император Николай I лично начертил прямую линию между двумя столицами, а изгиб возник из-за того, что карандаш обогнул приложенный к линейке палец. На самом деле в том месте был перепад высот, что затрудняло движение составов, движимых маломощными паровозами. Для того, чтобы не вцеплять дополнительный локомотив, и был создан объезд.

Известно, что в войнах 19 века, а также Первой и Второй мировойнах многие страны использовали бронепоезда. Однако кроме этого пытались вести бой и с помощью отдельных боевых единиц — бронедрезин. Это были почти что танки, но ограниченные в движении только рельсами.

В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу — преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

В 2001 году в Бельгии произошла железнодорожная катастрофа, в которой в результате лобового столкновения поездов погибли 8 человек, включая обоих машинистов. В ряду других аварий эта уникальна тем, что её главной причиной стал языковой барьер. Когда машинист первого поезда выехал со станции несмотря на красный светофора, диспетчер позвонил на следующую станцию, чтобы предупредить об этом. Однако диспетчеры не поняли друга, так как один говорил на французском, а другой на голландском. Оба этих языка являются государственными в Бельгии, и по правилам железнодорожной компании персонал должен знать хотя бы один из них.

До 19 века не было никакого деления на часовые пояса, везде определяли время по Солнцу. Необходимости во временных зонах не было, так как не было скоростного транспорта. Унификацию обусловило развитие железных дорог в Англии, потому что из-за различий во времени в каждом городе было очень трудно составить нормальное расписание. Именно железнодорожные компании добились того, чтобы на всей территории страны был один часовой пояс по Гринвичу. А затем постепенно система часовых поясов начала распространяться по миру.

15 мая 2001 года в штате Огайо, США, железнодорожная бригада перетаскивала состав из 47 вагонов с одного пути на другой. Из-за технической ошибки никем не управляемый поезд под названием CSX 8888 набрал ход и отправился в самостоятельное путешествие, в ходе которого разгонялся до скорости 76 км/ч. Проехав более 100 км, состав был остановлен машинистом догнавшего тепловоза, который сцепился с последним вагоном и применил реостатное торможение.

В 1973 году на железной дороге в Японии были впервые использованы поезда с наклоняющимися при повороте вагонами, позволяющими проходить повороты на большей скорости. Первоначальная технология была несовершенной и вызывала морскую болезнь у пассажиров, потому не была широко внедрена. Современные системы, основанные на цифровой обработке сигналов и позволяющие активно управлять наклоном каждого вагона, устранили эту проблему, и сейчас такие поезда используются в полутора десятках стран от Австралии до Норвегии..

Цинхай-Тибетская железная дорога в Китае является самой высокогорной в мире, поднимаясь в самой высокой точке на высоту более 5 километров. Для этой дороги разработаны составы со специальными вагонами, в которых осуществляется подача кислорода. Кроме того, каждый пассажир может надеть индивидуальную кислородную маску.

Поезд «Hurricane Turn» курсирует на Аляске между посёлком Талкитна и местечком Hurricane Gulch. Длина маршрута составляет чуть менее 93 км, и на этой дистанции нет промежуточных станций. Но в любой точке пути желающие сесть на поезд могут остановить его, подав сигнал размахиванием белой тканью.

В конце 19 века на железнодорожных путях порта Кейптауна работал сигнальщиком Джеймс Уайд, лишившийся в результате несчастного случая обеих ног. Через какое-то время он купил на рынке павиана Джека, которого обучил возить его на тележке между хижиной и сигнальной будкой, а также помогать ему переключать сигналы с помощью рычагов. Однажды руководству железной дороги поступила жалоба, и Уайда чуть не уволили, но тот попросил проверить способности павиана, который отлично справился со всеми тестами и был зачислен в штат. Джек работал сигнальщиком до самой смерти, и, как утверждается, не допустил ни единой ошибки.

С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии «Ы».

Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.

А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.

В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.

В 1848 году американский железнодорожный рабочий Финеас Гейдж получил производственную травму — металлический прут пронзил лобные доли его мозга, войдя через левую щеку и выйдя около темени. Меньше чем через час Гейдж пришёл в себя, а затем пошёл в больницу и по дороге спокойно и невозмутимо рассуждал о дыре в своей голове. В ране развилась инфекция, но рабочий выздоровел и прожил ещё 12 лет. У него не нарушились память, речь, восприятие, только изменился характер — он стал более раздражительным и потерял склонность к труду

Забавный случай произошел как-то в Швейцарии. Во время турне по стране, местные депутаты и другие почетные личности, ехали на поезде, состоящего из одних вагонов-ресторанов, но без туалета. Можно представить, как были удивлены горожане, встречавшие их на станции, когда, толкаясь, серьезные министры бежали в местный туалет.

Кроме официальных названий, поезда иногда как-то называют сами пассажиры. Существует поезд, названный людьми «Папа-Мама». На самом деле, это поезд из Ростова в Одессу.

9851 километров в час — самая большая зафиксированная скорость поезда во всем мире. Такую скорость развила платформа с новейшим двигателем в США (Нью-Мексико).

Поезда, по утвержденной статистике, безопаснее автомобилей более чем в 40 раз. Но все же, при покупке билетов, выбирайте вагоны не в конце и не в начале. Здесь будет верным выбором «золотая середина», места, направленные против движения поезда. Так вы обезопасите себя в случае аварии.

Машинист одного поезда на Востоке был строго наказан за то, что не остановил поезд во время молитвы. Это был поезд «Ахваз — Тегеран».

Интересный закон был принят еще сто лет назад во Франции. По этому закону, на вокзалах запрещены поцелуи. Этот закон не отменен и по сей день. Дело в том, что так влюбленные обычно создавали задержку отправления поезда

В западной части Перу пассажирам, во время поездки по железной дороге, раздают кислородные подушки, ведь там эта дорога проходит в горах, выше 3 км.

Самая длинная железная дорога в мире находится в России. Это — Транссибирская магистраль. Её величина поражает — более девяти тысяч километров.

В 1929 году на экраны выходит фильм «Турксиб», снятый режиссером В. А. Туриным. Фильм стал значительным достижением в документальном кино.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР в городе Алма-Ате.

Согласно казахскому обычаю, первый паровоз железной дороги Турксиб вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. 1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески.

Алтайская железная дорога от Новониколаевска (ныне Новосибирск) до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию в 21 октября 1915 г., а в постоянную — в 1917 г., в разгар Первой мировойны.